Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Действенная организация государственного аппарата оказывает прямое воздействие на экономическое состояние государства, и, как следствие, на благосостояние населения Российской Федерации в целом. В свою очередь, качественная организация государственного аппарата возможна только при качественном составе управленческих кадров, формирующих такой аппарат, т.е. должностных лиц. Однако, для достижения результатов поставленных задач, в Российской Федерации, как и в любом правовом государстве, необходима подготовка нормативной базы, с четким распределением прав, обязанностей, функций государственных органов и должностных лиц, входящих в состав таких органов, а также ответственности указанных субъектов.
Также необходимо отметить, что в июне 2017 года в раздел примерного должностного регламента внесены изменения в соответствии с требованиями справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В данном разделе закрепляются требования к уровню и направлению подготовки (специальности), стаж и опыт работы, а также требования к базовым и профессиональным знаниям и умениям государственного служащего с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для выбора темы исследования.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере должностных регламентов государственных служащих.
Предметом работы выступают содержание должностных регламентов государственных служащих.
Целью курсовой работы является анализ содержания и адекватности потребностям должностных регламентов государственных служащих.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие должностного регламента;
– исследовать классификацию государственных должностей как юридического установления должностного регламента;
– проанализировать роль должностного регламента в организационно-функциональной структуре государственной службы;
– рассмотреть основные элементы и их характеристика;
– охарактеризовать положения и результаты исполнения гражданскими служащими должностного регламента;
– раскрыть алгоритм формирования должностного регламента;
– выявить взаимосвязь должностных и административных регламентов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Д.Ф. Ализада, Е.С. Колягина, В.Н. Гарегинян, А.А. Попова, Э.Л. Гонина, Н.Н. Качалов, И.В. Курлевский, Г.В. Огрина, М.В. Пальчикова, Р.В. Федосеев и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Государственная должность и должностной регламент как элементы системы государственной службы
1.1. Понятие должностного регламента
Как правовая дефиниция, должностной регламент изначально был введен Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . Закон не содержит юридического определения понятия «должностной регламент». В нем нет и положений, устанавливающих требования к нему, однако структура их содержания установлена.
Статьей 47 Федеральным законом от № 79-ФЗ устанавливается лишь то, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего может осуществляться в соответствии с положениями должностного регламента, который должен утверждаться представителем работодателя и является частью административного регламента соответствующего органа власти.
Непосредственно в письме Минздравсоцразвития РФ от 10.08.2005 № 3855-ВС «О Рекомендациях по разработке Должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах» установлено определение рассматриваемого понятия. Так, под должностным регламентом подразумевается нормативный акт, который включает требования, предъявляемые к госслужащему, замещающему отдельные государственные должности, а также права, которые предоставлены ему при назначении или занятии определенной должности, а также обязанности и ответственность.
По мнению Д.Ф. Ализады «к сожалению, нередко приходится встречаться с отсутствием чётких, правильно оформленных должностных регламентов (должностных инструкций). Поэтому бывает неясно, какие конкретные требования предъявляются к сотруднику, занимающему ту или иную должность? В должностных регламентах (должностных инструкциях) можно встретить такой недостаток, как отсутствие чёткого разграничения функций, обязанностей и прав сотрудника. Это приводит к тому, что сотрудники считают необязательным изучение своих должностных регламентов (должностных инструкций) и при вступлении в новую должность начинают автоматически выполнять работу своего предшественника. Нередко это влечёт наступление дисциплинарной, административной, а порой и уголовной ответственности, либо приводит к судебному разрешению споров между сотрудником и прямым и непосредственным начальником» .
Таким образом, должностной регламент является нормативной правовой основой служебного контракта наряду с законами и другими нормативными правовыми актами.
1.2. Классификация государственных должностей как юридического установления должностного регламента
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения ряда полномочий. Государственный служащий – это гражданин РФ, находящийся на государственной службе, занимающий должности в центральном и местном аппарате государственного управления.
Институт государственного служащего со временем потерпел свои изменения. Законодателями были ясно установлены и намечены в конкретных законодательных актах составляющие правового статуса госслужащих (права, законные обязанности, гарантии, запреты и ограничения, юридическая ответственность), что до этого не фиксировалось на уровне законодательства.
Государственная должность – это должность в каких-либо органах государственной власти, с установленной заработной платой и списком обязанностей за надлежащее исполнение данных обязанностей. Обязанности и права лица, которое находится на государственной должности, обуславливаются компетенцией государственного органа и кругом полномочий самого лица. За соответственное исполнение должностных обязанностей государственной должности лицо имеет ответственность в согласии с действующим законодательством. Рассмотрим, более детально, что значит государственная должность .
Федеральные законы устанавливают, что госслужащим является гражданин РФ, выполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. Поэтому статус госслужащего определяется хотя бы двумя условиями: перемещение государственной должности, которая учреждена государством или госорганом, и получение разряда квалификации (специального ранга, звания, классного чина).
Должность с организационной точки зрения являет собой структурную определенную единицу, которая находится в системе государственной службы. Должность в этом смысле является независимой от непосредственно госслужащего, то есть конкретного лица, которое ее занимает.
Должность также определяет круг задач, которые передают группе служащих или одному государственному служащему, которые занимают в государственных органах однотипные должности. Нужно разграничивать понятия «замещение госдолжности» и «учреждение госдолжности». Учреждение государственной должности – это порядок установления
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
3. Ализада Д.Ф. Должностной регламент государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления и права. 2018. С. 16-17.
4. Бомбицкий А.М. Административный регламент и его реализация в сфере внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 248-252.
5. Бурбело Б.Ю. Контрактная форма регулирования государственной службы: правовые аспекты применения // Вестник Института экономических исследований. 2017. № 4 (8). С. 122-126.
6. Бурбело Б.Ю. Контрактная форма регулирования государственной службы: правовые аспекты применения // Вестник Института экономических исследований. 2017. № 4 (8). С. 122-126.
7. Гаврилова А.К. Правовой статус государственных служащих в дореволюционной России и его правовое закрепление в наше время (сравнительно-правовой анализ) // Эпомен. 2019. № 24. С. 87-93.
8. Гарегинян В.Н. Должностной регламент как нормативно правовой акт на государственной гражданской службе // Гуманитарные и правовые проблемы современной России: материалы XIII межвузовской студенческой научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2017. С. 231-232.
9. Гарегинян В.Н. Рекомендации по внедрению и использованию должностных регламентов на государственной гражданской службе // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы XVII международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.В. Уварина. 2018. С. 50-51.
10. Голубкова А.А. Проблемы определения эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России международный сборник научных статей. Москва, 2017. С. 105-113
11. Гонина Э.Л. Должностной регламент государственного гражданского служащего, порядок его утверждения и внесения изменений // Государственное и муниципальное управление 2018. С. 76-80.
12. Зенков М.Ю. Формирование квалификационных требований к должностям гражданской службы // Системное обеспечение условий достойного труда: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. 2017. С. 306-313.
13. Катаева О.В. Современные требования к подготовке административных регламентов в государственном управлении // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 1. С. 20-24.
14. Кириллова Н.Н. Показатели оценки эффективности организации труда государственных служащих // Теория и практика управления персоналом. 2017. С. 58-65.
15. Колягина Е.С. Взаимосвязь административного регламента государственного органа и должностного регламента служащего // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 12. С. 180-184.
16. Муленко Н.В. Правовой феномен «Административный регламент» в государственном управлении // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 2. С. 111-117.
17. Панина О.В., Плотицына Л.А. Процедуры разработки и использования должностных регламентов федеральных государственных служащих // Вестник Тамбовского университета. 2013. № 3 (119). С. 181-190.
18. Попова А.А. Квалификационная характеристика должности и должностной регламент (должностная инструкция) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Энциклопедия судебной экспертизы. 2017. № 3 (14). С. 18-25.
19. Попова А.А. Разработка примерного должностного регламента (должностной инструкции) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 4 (44). С. 115-120.
20. Правовые акты органов исполнительной власти: практикум: учебное пособие / авт.-сост. П.Н. Качалов, И.В. Курлевский, Г.В. Огрина, М.В. Пальчикова, Р.В. Федосеев. Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2017. 92 с.
21. Фионова Л. Р., Крокошева Н. В. Проблемы разработки административных регламентов и пути их решения // Делопроизводство. 2017. № 3. С. 46-54.